Мультипликатор

Мультипликатор «цена/выручка от реализации, цена/физический объем» широко используется при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование и т.д.). Несомненным достоинством этих мультипликаторов являйся их универсальность, которая не требует сложных корректировок, применяемых при расчете мультипликатора «Цена/прибыль».
Если целью оценки является поглощение компании, то лучше ориентироваться на мультипликатор «цена/выручка от реализации», так как он исключает возможность повышения.
Цены за счет кратковременного роста прибыли, обеспечиваемого усилиями финансового менеджера. Однако случае нужно тщательно изучить стабильность объема выручки от реализации в будущем. Поглощение коццнии сопровождается, как правило, сменой управленческог аппарата и может привести к снижению объемов реализции продукции.
Мультипликатор «цена/физический объем» является новидностью мультипликатора «цена/выручка от реализации». В этом случае цена сопоставляется не со стоимостные, а с натуральным показателем, который может отражать физический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудования, а также любую другую единицу измерения мощности.
4.    Мультипликатор «цена/балансовая стоимость активов» применяется в основном для оценки холдинговых компаний либо при необходимости быстрой реализации крупного пакета акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой компании и компаний-аналогов, причем за основу можно брать и балансовые отчеты компаний, и ориентировочную величину чистых активов, полученную расчетным путем (подробно это рассматривается в главе 5).
5.    Выбор величины мультипликатора. Этот этап наиболее сложен и требует особенно тщательного обоснования, отраженного впоследствии в отчете. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора по компаниям-аналогам бывает достаточно широк. Поэтому в расчетах отбрасываются экстре-мальные величины и определяется средняя величина мультипликатора по группе аналогов. Наилучший результат дает средневзвешенный показатель: основная масса таких компаний может быть неравномерно распределена между интервальными группировками диапазона.
Затем проводится финансовый анализ, причем для выбора величины конкретного мультипликатора используются финансовые коэффициенты и показатели, наиболее тесно иные с данным мультипликатором. По величине финансового эффекта определяется положение (ранг) оцениваемой компании в общем списке. Полученные результаты ставляются с рядом значений мультипликатора. В результате достаточно точно определяется величина мультипликатора, которая может быть использована для расчета стоимости оцениваемой компании.